Кафедра вычислительной техники и защиты информации. УГАТУ

Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет
ул. Карла Маркса, 12, 5-й корпус, третий этаж, каб. 312, кафедра ВТиЗИ,
тел. +7 (347) 273-06-72 , E-mail: vtizi@ugatu.su

Котенко П.С. Об авиационных приборах … и стихах.

Котейка

У нас на кафедре работает удивительный человек - живая легенда отечественного авиаприборостроения, зам. главного конструктора легендарного КБ «Антонов», г. Киев (ныне - Государственный авиастроительный концерн «Антонов»). Это – Павел Степанович Котенко. К нам на кафедру он пришел в 2005 году. С тех пор успешно работает со студентами, в том числе и на военной кафедре. Его дисциплины связаны как с историй развития вычислительной техники, так и эксплуатацией и ремонтом авиационного оборудования, бортовыми комплексами навигации и самолетовождения и т.д. Павел Степанович очень много работает. Но успевает еще, и ходить в тренажерный зал, и путешествовать по Башкирии и не только, и писать стихи.

 

 Вот его рассказ о себе.
Родился 14 ноября 1940г. в селе Новоселовка Харьковской области. Неполную среднюю школу окончил с отличием и поступил в Харьковский гидрометеорологический техникум, после окончания которого, с Украины уехал работать на Дальний Восток в качестве техника-гидролога. 

 Через год роботы был призван на срочную службу в ряды Советской армии, где окончил школу младших авиационных специалистов и с тех пор и на всю жизнь связал себя с авиацией. Два года службы в полку истребителей-перехватчиков МИГ-17 в качестве механика по приборному и кислородному оборудованию. 

После демобилизации была учёба в Харьковском авиационном институте на электро-радиотехническом факультете. Срок обучения 6 лет, специальность – авиаприборостроение, квалификация - инженер электромеханик. 

 Далее работа в ОКБ Антонова О.К. молодым специалистом в бригаде аэронавигационных приборов и систем автоматического управления. Первое задание, выполненное в короткий срок, было установка пульта управления автопилота на центральном пульте кабины экипажа самолёта АН-24 РВ.
Сразу в начале трудовой деятельности был вовлечён в научно-исследовательскую работу по принципам создания 3-кратно резервированной дистанционной электрогидравлической системы управления самолётом с мажоритарной логикой по принципу выбора медиан-сигнала. Получил приглашение работать в институте электродинамики с последующей защитой диссертации под руководством члена корреспондента АН УССР В.Е. Тонкаля, однако переход на новую работу не был осуществлён, т.к. молодому специалисту необходимо было отработать 3 года, а разрешение на досрочный переход в ОКБ не дали. Зато, как перспективного инженера командировали в Ташкент на авиазавод им. Чкалова, который серийно выпускал самолёты АН-22 (Антей), в лабораторию входного контроля. В этой лаборатории производилась наземная отработка первого в СССР пилотажно-навигационного прицельного комплекса «Купол» с цифровой управляющей вычислительной системой. 

 Робота была сложная. Более 20 подсистем через развитое устройство ввода-вывода объединяла БЦВМ на первых интегральных схемах. Создателем комплекса «Купол» был ленинградский научно-исследовательский институт радиоэлектроники (ЛНИИРЭ) ныне ХК «Ленинец». Учитывая, что комплекс плохо работал, перед установкой на самолёт, требовалась его наземная отработка. В процессе работы влился в коллектив создателей и решением главного конструктора комплекса Коблова В.Л. был допущен ко всем работам с комплексом вплоть до участия в ремонте и в доработках.

 Через несколько месяцев безуспешной работы по доведению комплекса до работоспособного состояния его отправили в Ленинград на доводку. Вместе с ним мне пришлось лететь туда же для участия в работах и приёмке его в работоспособном состоянии. Официально был представителем генерального конструктора. После почти года упорной работы комплекс установили на самолёт, началась отработка на борту и приёмо-сдаточные испытания на аэродроме ТАЗИЧ в Ташкенте. В это время принимал участие во всех видах наземных работ и практически в каждом полёте с заводским и военным экипажами. Далее государственные испытания в подмосковном чкаловском НИИ ВВС. Там также участвовал в наземных и лётных испытаниях. Работал с военным лётчиком СССР полковником Романовым В.И., военным штурманом полковником Крыловым Вячеславом Викторовичем. Оптико-инфракрасный визир испытывали в ташкентском небе с заслуженным штурманом-испытателем СССР из ЛИИ имени М.М.Громова Димаковым Евгением Алексеевичем, летал с Мариной Лаврентьевной Попович, тогда вторым пилотом у Романова В.И. 

После ввода комплекса в эксплуатацию работал начальником конструкторской бригады автоматизированного контроля во вновь созданном отделе эксплуатационной технологичности и автоконтроля оборудования, силовых установок и самолётных систем. Этому отделу было поручено создать бортовую систему автоматизированного контроля (БАСК) для самолёта АН-124 «Руслан». Принимал активное участие в разработке технического задания и алгоритмов контроля двигателей Д-18 и практически всех самолетных систем. Руководил выпуском документации по установке блоков БАСК на самолёте.
Параллельно по вызову воинских частей в Сещи, в Иваново, где дислоцировались полки ВТА с самолётами АН-22 участвовал в полётах по обучению экипажей и устранению дефектов, выявленных в полёте.

После того, как БАСК была установлена и частично отработана на АН-124, был направлен в отдел радионавигационного и радиосвязного оборудования на должность ведущего конструктора и заместителя начальника отдела, где работал по выпуску документации и сопровождению испытаний, сертификации и эксплуатации самолётов: АН-72 – лёгкий военно-транспортный самолёт короткого взлёта-посадки, АН-74 – полярный вариант пассажирского самолёта, АН-72П – самолёт патрульной службы, АН-71 – самолёт радиолокационного дозора и наблюдения. На каждом из этих самолётов были установлены комплексы, соответственно: «Тополь», «Мальва», «Черника», «Черешня» Принимал участие в создании палубного варианта самолёта АН-71.

 Дальнейшая работа была связана с массовым переходом оборудования самолётов всего мира на цифровую основу.

В 1985 г. получил указание организовать комплексный отдел, который обеспечивал бы техническую политику перевода всего оборудования и систем управления двигателями и самолётными системами на основу цифровой техники с мультиплексными каналами информационного обмена по аналогии с Mill-std-1553B при создании самолёта АН-70. Через этот отдел производилось согласование всех технических заданий внешним разработчикам на создание систем автоматики, из которых 90% были новыми разработками. Отдел разрабатывал основы построения бортового интегрального электронного комплекса (БИЭК АН-70).
Отдел также выполнял работы по воздушному старту космических аппаратов многоразового пользования типа «Буран», «Хоттол», «Гермес» с самолёта-носителя «АН-225 «Мрия». Велась проработка вывода самолёта в точку старта космического аппарата (КА), по взаимодействию ПНПК и бортового стартового комплекса (БСК), по выполнению специального маневра при разделении и т.д.

Вершиной служебной лестницы было назначение на должность заместителя главного конструктора по оборудованию и комплексированию. Эта работа была связана не только с АН-70, но и с дальнейшими разработками самолёта АН-70 для ВМФ, гражданского варианта АН-70Т, гражданского самолёта АН-218, как промежуточный вариант между ТУ-204 и ИЛ-96, самолёта местных воздушных линий АН-114.

В 1990 г. в КПИ защитил кандидатскую диссертацию. 

Переломным в карьере оказался 1994 г., когда пришлось покинуть АНТК «Антонов» и уехать в Харьков на НПО «Хартрон» при той же должности в качестве представителя генерального конструкторы по разработке комплекса для самолёта АН-218. Из-за отсутствия финансирования харьковчане прекратили работу в этом направлении и поработав немного старшим научным сотрудником в «Хартроне» уехал в Уфу.

 Стихи пишу с детства, когда «по душе кошки скребут» или накапливается значительный эмоциональный заряд. Это хобби. Когда много работы для стихов нет времени.

 

Павел Котенко (из сборника «Эпизоды жизни»)

 

Вишня
Приснился мне вишнёвый сад
Как будто наяву,
Деревья в комнате стоят
С кроватью рядом, где я сплю.
        Не тратя сил и суеты,
        С постели можно рвать плоды.
        И показал мне этот сон,
       Что в вишню я давно влюблён.
Вернулся как-то я в село,
В ту хату, где я в детстве жил,
И вижу вишенки росток
Пол земляной пробил.
        Так вот он! В действии мой сон:
        «В природе есть простой закон –
        Полюбишь вишню всей душой
        Она придёт к тебе домой».


Космическая фантазия
Научный мир землян весь занятый в делах,
Он ищет жизнь в галактике, где крутится земля,
На Марс, Венеру и Юпитер в кораблях,
Пока еще приборы шлют в те дальние края.
         Полна загадок и красавица Луна,
        Повернутая к нам с одной лишь стороны,
        Что на другой давно бы знать пора,
        Но это тайна тех, кто раз уже достиг Луны.
Лишь возглас Амстронга: - «Я вижу корабли!»
Не удалось секретами закрыть,
А сколько их, какие там они?
Мы можем лишь себе предположить.
        А может быть Луна цивилизации созданье,
        Посланное к нам для изучения землян.
        И высший мозг нам людям в назиданье
        Диктует жизнь с экспериментом пополам.
За нами, может, пристально следят
И прилетают к нам на близкие контакты,
Чтобы кого-то с нас на свой корабль забрать
И увезти в неведомые лунные пенаты.
         И это все созвучно со словами,
        Что произнес американский астронавт: -
        «Там кто-то в свитере». Он присягался образами,
        Что видит между кораблей, что там стоят.
А может мы живем по всем законам,
Принесенным с той темной лунной стороны,
Быть может управляют всем земным не так уж и толково
Разумные созданья с той близкой к нам Луны.

Море
Стоит на море тишина,
Вода, как чистая слеза.
Когда ж медузы проплывают,
То синеву, чуть искажают.
        В воде прекрасно наблюдать,
        Как телом можешь управлять.
        Глаза откроешь и ныряй
        Увидишь дна морского край.
Когда по морю шторм гуляет,
Вода свой цвет уже меняет:
У брега серая она,
Затем немного зеленеет.
       Вдали ж видна голубизна,
       Лишь гребни волн белеют.
       Шесть балов шторм, клокочут волны,
       Идет, шумит девятый вал.
Они несутся силы полны,
Как Айвазовский написал.
Считать ты можешь иль поверить
Всегда девятая волна,
Стараясь мощь свою проверить,
На берег катится сполна.

 

Весна
Тает снег, уже весна,
Всюду слышится капель,
Начинает петь душа
В унисон под птичью трель.
        Дорогие, улыбнитесь,
        Пусть растает лед в сердцах,
        Хоть в мечтах, но очутитесь
        В сильных рыцарских руках.
Весна дана, чтоб насладиться
Чувством страсти без стыда,
Будет сердце чаще биться
В эти дни, как никогда.

 

Красота
Ты – неземная красота,
Сошедшая с небес.
Тебя любить – одна мечта,
Такую, как ты есть.
        Ослепительной улыбкой
        Покоряешь ты сердца.
        Взгляд твой пристальный и пылкий
        С глубиною без конца.
Ты - словно жемчуг по цене,
Который берегут,
Отпустишь по своей вине
И тут же украдут.
        Будь украшеньем для мужчин
        Везде, в любой среде.
        Когда с тобой он, не один,
        Цена его растёт вдвойне.
И восхищаться красотой
Наш непременный долг,
Быть близко, рядышком с тобой
Недосягаемый порог.

 

Поэт
В эрудитов вышел спор,
Кто такой поэт,
Он ведется с дальних пор,
        Но конца ему все нет.
       «Поэт – философ и ученый, -
       Говорили знатоки: -
       Божьей силой наделенный,
Чтоб писать свои стихи».
По заключению Ньютона: -
«Поэт - просто рифмоплет.
Он кладет на стих упорно
        Все, что в голову взбредет».
        Но в ответ уже поэты,
        Может быть отдельно взяты
        Пишут едкие куплеты,
Что Ньютоны технократы.
Этот спор не так уж сложный,
Гармоничный человек,
Дремлет в нем самом возможно
И ученый и поэт.
        Тот, кто божий дар имеет,
        В жизни все берет трудом,
        Он тогда всегда сумеет
        Быть поэтом и врачом.
Наш Великий Ломоносов
Открывал закон природы,
Был ученый и философ
И писал он дамам оды.
        Все ж поэт таки ученый
        С нежной трепетной душой.
        Он всегда эмоций полный,
        Наблюдательный, живой.
Ко всему ему есть дело
И к науке и к стихам.
Он за все берется смело,
Успевает здесь и там.

Случайная картина

8.jpg
Кафедра вычислительной техники и защиты информации. УГАТУ.